Раздел I. Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой
(учебник: Н. Г. Гольцова и др. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2008)
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Структура документа
Программа включает следующие разделы:
пояснительную записку;
основное содержание с распределением учебных часов;
учебно-тематический план;
требования к уровню подготовки обучающихся;
календарно-тематическое планирование;
литературу и средства обучения.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.
Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н. Г. Гольцовой.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, а в 11 классе изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе и А,В,С в 11 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
|
Количество часов
|
Количество контрольных
работ
|
по рабочей программе
|
по авторской программе
|
Введение.
|
1
|
1
|
|
Лексика. Фразеология. Лексикография.
|
5
|
10
|
1
|
Фонетика. Графика. Орфография.
|
2
|
2
|
-
|
Морфемика и словообразование.
|
2
|
4
|
1
|
Морфология и орфография.
|
25
|
53
|
3
|
ИТОГО:
|
35
|
70
|
5
|
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса РУССКИЙ ЯЗЫК
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
• информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
• проводить разные виды языкового разбора;
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма, изученные орфографические и пунктуационные нормы;
• эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классах (70 часов)
Номера уроков
|
Наименование разделов и тем
|
Плановые сроки прохождения
|
Скорректиро-
ванные сроки прохождения
|
-
|
Введение (1 час). Слово о русском языке.
|
02.09
|
|
-
|
Лексика. Фразеология. Лексикография. – 10 часов. Слово и его значение.
|
06.09
|
|
-
|
Однозначность и многозначность слов.
Самостоятельная работа.
|
09.09
|
|
-
|
Изобразительно – выразительные средства русского языка.
|
13.09
|
|
-
|
Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление.
|
16.09
|
|
-
|
Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление.
|
20.09
|
|
-
|
Диктант с грамматическим заданием. Тема: Повторение.
|
23.09
|
|
-
|
Происхождение лексики современного русского языка.
|
27.09
|
|
-
|
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
|
30.09
|
|
-
|
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
|
04.10
|
|
-
|
Лексикография. Проверочная работа.
|
07.10
|
|
-
|
Фонетика. Графика. Орфография. – 2 часа.
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.
|
11.10
|
|
-
|
Орфоэпия.
Самостоятельная работа.
|
14.10
|
|
-
|
Морфемика и словообразование. – 4 часа.
Состав слова. Морфемный разбор слова.
|
18.10
|
|
-
|
Словообразование. Словообразовательный разбор.
|
21.10
|
|
-
|
Контрольный диктант. Тема: Фонетика, морфемика, словообразование.
|
25.10
|
|
-
|
Формообразование. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
|
28.10
|
|
-
|
Морфология и орфография. – 53 часа. Принципы русской орфографии.
|
01.11
|
|
-
|
Проверяемые и непроверяемые безударны гласные в корне слова.
|
11.11
|
|
-
|
Чередующиеся гласные в корне слова.
|
15.11
|
|
-
|
Употребление гласных после шипящих.
|
18.11
|
|
-
|
Употребление гласных после Ц.
|
22.11
|
|
-
|
Правописание звонких и глухих согласных.
|
25.11
|
|
-
|
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
|
29.11
|
|
-
|
Правописание двойных согласных.
|
02.12
|
|
-
|
Правописание гласных и согласных в приставках.
|
06.12
|
|
-
|
Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Проверочная работа.
|
09.12
|
|
-
|
Гласные И и Ы после приставок.
|
13.12
|
|
-
|
Употребление Ъ и Ь.
|
16.12
|
|
-
|
Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
|
20.12
|
|
-
|
Самостоятельные части речи. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.
|
23.12
|
|
-
|
Правописание падежных окончаний имён существительных.
|
27.12
|
|
-
|
Гласные в суффиксах имён существительных.
|
13.01
|
|
-
|
Контрольная работа. Тема: Орфография.
|
17.01
|
|
-
|
Работа над ошибками. Правописание сложных имён существительных.
|
23.01
|
|
-
|
Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного.
|
24.01
|
|
-
|
Правописание окончаний имён прилагательных.
|
30.01
|
|
-
|
Правописание суффиксов имён прилагательных.
|
31.01
|
|
-
|
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
|
06.02
|
|
-
|
Правописание сложных имён прилагательных.
|
07.02
|
|
-
|
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.
|
13.02
|
|
-
|
Склонение имён числительных.
Проверочная работа.
|
14.02
|
|
-
|
Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи.
|
20.02
|
|
-
|
Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения.
|
21.02
|
|
-
|
Правописание местоимений.
|
27.02
|
|
-
|
Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.
|
28.02
|
|
-
|
Правописание глаголов.
Проверочная работа.
|
06.03
|
|
-
|
Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия.
|
07.03
|
|
-
|
Образование причастий.
|
13.03
|
|
-
|
Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
|
14.03
|
|
-
|
Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия.
|
20.03
|
|
-
|
Контрольный диктант. Тема: Самостоятельные части речи.
|
21.03
|
|
-
|
Работа над ошибками. Повторение пройденного.
|
-
|
-
|
-
|
Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия.
|
03.04
|
|
-
|
Правописание наречий.
Проверочная работа.
|
04.04
|
|
-
|
Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.
|
10.04
|
|
-
|
Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога.
|
11.04
|
|
-
|
Правописание предлогов.
|
17.04
|
|
-
|
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза.
|
18.04
|
|
-
|
Правописание союзов.
|
24.04
|
|
-
|
Частицы. Морфологический разбор частицы.
|
25.04
|
|
-
|
Правописание частиц.
Проверочная работа.
|
08.05
|
|
-
|
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.
|
15.05
|
|
-
|
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление
|
16.05
|
|
-
|
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
|
22.05
|
|
-
|
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
|
23.05
|
|
-
|
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия.
|
29.05
|
|
-
|
Итоговая контрольная работа за 10 класс.
|
30.05
|
|
-
|
Резервный урок
|
|
|
-
|
Резервный урок
|
|
|
Раздел V. Литература.
для учащихся:
Базовый учебник Н. Г. Гольцова и др. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2009
для учителя:
- Русский язык. 10 – 11 классы: книга для учителя/Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Е.Г. Челендулаева. Таблицы и схемы на уроках русского языка. 5 – 9 классы. Методическое пособие. Москва «Материк – Альфа» 2006.
- И.В. Сиднева. Сборник орфографических диктантов. Повторение изученного материала с 5 по 11 классы. Москва «Аркти», 2001.
- Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Сборник заданий и ответов для 9-11-х классов. Москва «Аркти» 2008.
- Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Составитель Л. И. Косивцова. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
- Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- ЕГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену/Т.М.Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9 – 11 классы. Дидактические материалы / Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Русский язык. 10 – 11 классы : контрольные работы. Комплексные задания / авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: «Учитель», 2010.
- Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006
- Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2007
- Компакт-диски «Уроки русского языка КиМ» (5 – 9 классы)
- Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009»
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы от 30.08.2013 года № 01
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР __________________Л. Т. Юрьева
30 августа 2013 года
|
|
Пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью
7 (семь) листов
Директор школы Е. А. Носкова