Пятница
17.05.2024
06:13
САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЗАПИСОЧНОЙ Е.П.
Главная » Статьи » Учителям

Урок литературы по Булгакову

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ в 2012-2013 учебном году ( в соответствии с требованиями ФГОС)

Дата проведения:  10.01.2013г.  

Тема урока: «Нечистая сила в романе « Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. (Анализ эпизода).

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод произведения,  определять роль во всей структуре романа; уметь составлять литературные портреты героев.

Метапредметные результаты: уметь обобщать по признакам и на основе анализа объекта делать выводы

Личностные результаты: уметь анализировать героев эпизода и оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.    

Использованные технологии: ИКТ, тестовые технологии, технология дифференцированного обучения, работа в парах

Этапы урока,

время

Планируемый

результат

Универсальные

учебные действия,

предметные

 учебные действия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Методы и приёмы

Организацион

ный момент

( 3 мин.)

Цель: настроить

обучающихся на

усвоение материала

урока.

 

Познавательные УУД

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

Личностные УУД

 

 

 

 

 

Предметные УД

 

 

 

 

 

Формируем умение

выявлять сущность,

особенности

объектов.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

 

Целеполагание как

способность соотно-

сить то, что уже

известно и усвоено,

и то, что ещё

неизвестно.

Формируем мотивации

к обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

Формируем умение

работы с планом

анализа эпизода и

умением активно  пользоваться  им на уроке;

работа с эпиграфом.

1. Вступительное слово

учителя о том, что при

жизни писателя было

много отрицательных

критических отзывов.

Лишь Ахматова дала

 хорошую оценку.

1.Чтение эпиграфа к уроку.

«Он гений» А.А.Ахматова.

На уроке используется

мультимедийная презентация (слайд с эпиграфом).

2. Объявление темы

урока (слайд с темой урока)

3. Учитель предлагает

обучающимся  подумать о

правильности оценки,

которую дала

А.Ахматова творчеству

Булгакова на примере

23 главы романа, но

высказаться об этом

предлагается в конце урока. Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?

 

От учеников услышим, что Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди Сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите Нечистая сила.

 

 

Слушают вступительное слово учителя.

 

 

 

 

 

Слушают эпиграф к уроку и пытаются определённым образом его оценить.

 

 

Запись числа и темы урока

Первичное осмысление и темы, и вопроса, заданного учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите Нечистая сила.

Словесный

 

 

 

 

 

 

Наглядный

Словесный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично-

поисковый

 

 

 

 

 

Опрос

учащихся по

заданному на

дом

материалу

( 10 мин.)

Цель: проверить

домашнюю подготов-

ку учащихся, кото-

рая поможет усвоению

нового материала.

 

Познавательные УУД

 

 

Коммуникативные УУД

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

Личностные УУД

 

 

 

 

Предметные УД

 

 

 

 

 

 

Формируем умение

извлекать информа-цию из текста.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

оценивать учебные

действия в соответст

вии с поставленной

задачей.

Формируем умение

оценивать поступки

 в соответствии с

определённой ситуацией.

Умение использовать

знания о литератур-ном портрете; видеть языковые особенности

текста Булгакова при

описании  Воланда и

Маргариты.

 

 

Из списка предложенных героев ( Мастер, Степа Лиходеев, Воланд, Маргарита, Иван Бездомный, Кот Бегемот, Коровьев- Фагот, Стравинский, Азазелло) обучающиеся выбирают действующих лиц 23 главы

 

 

1. Учащимся предлагается вспомнить  главных героев эпизода (сообщения готовились дома).

2. Учитель  просит учащихся записывать в тетради ту информацию, которая им ещё недостаточно известна.

 ( слайды с изображением Маргариты и Воланда).

3. Учитель просит учащихся поделиться друг с другом

впечатлениями об этих героях, какое представление они о них имеют.    

4. Учитель предлагает

учащимся понаблюдать за героями в этой главе и решить: изменится ли их отношение к этим героям. Оценят ли ученики их по- новому.

Учитель оценивает ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся готовятся к выступлению и выступают с сообщениями:

«Литературный портрет Маргариты» - отв. девочки, «Литературный портрет Воланда» - отв. юноши

 Все учащиеся делают записи в тетрадях.

 

 

 

Обучающиеся вспоминают образы Маргариты и Воланда и дают им свою оценку.

 

Обучающиеся включаются в

обсуждение. Какие изменения происходят с героями в романе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение

 

 

 

Репродуктив-

ный

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение

нового

материала

 

(25 мин.)

Цель: используя

анализ текста, определить место эпизода

в романе; увидеть,

как в данном эпизоде

раскрываются образы

Воланда и Маргариты.

 

Познавательные УУД

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

Личностные УУД

 

 

 

 

Предметные УД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

Формируем умение

слушать и понимать

других; формируем

умение оформлять

свои мысли в устной

форме.

Формируем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом текста

формируем умение

высказывать своё

отношение к героям,

выражать свои

эмоции.

Формируем умение

 анализировать

отдельный эпизод

произведения.

Видеть роль эпизода

в композиции

всего романа.

 

 

 

 

1. Учитель просит учащихся  обратить внимание на ключевое слово (бал).

2. Учитель предлагает

вспомнить, какие писатели описывали сцены бала в своих произведениях.

Учитель предлагает

объяснить учащимся

причины, которые

заставили писателей

использовать этот

литературный приём.

Учитель обращает

внимание учащихся

на слайд, где дано

лексическое значение

слова бал, писателей и их произведения, где было описание бала.

Учитель предлагает подросткам  подумать, какое же значение вкладывает Булгаков в это слово.

Здесь же указывается  значение по Булгакову ключевого слова темы (преображение).

Учитель просит привести примеры преображения в эпизоде.

Слайд с отрывком из

фильма (помещение зала, где происходят все события:  музыка Штрауса, море цветов, фонтаны с шампанским).

 

3. Учитель предлагает детям понаблюдать за действиями главной героини эпизода -

Маргариты, используя

при этом таблицу.

( таблица даёт понять, что вкладывал в образ Маргариты Булгаков).

Сравнительная таблица дана на слайде и заполняется постепенно.

4. Учитель просит учащихся сделать выводы по таблице.

5. Учитель  предлагает учащимся вспомнить кульминацию бала –

приём гостей и поведение Маргариты в этом эпизоде.

6. Учитель заставляет учащихся задуматься над вопросом:

Почему Маргарита запоминает только одного гостя – Фриду ( хотя должна была помнить всех так как обладает Божественным началом ).

Слайд с этимологией имени Фрида  

7.Учитель предлагает обучающимся   прослушать описание конца бала. Обучающиеся должны подумать, изменилась ли обстановка бала. Почему произошло такое изменение?

 

 

 

 

 

8. Учитель предлагает учащимся найти в тексте эпизод появления Воланда. Почему он появился только в конце бала?

Учитель  просит найти в тексте слова,

которые говорит

Воланд ( слова Воланда дублируются на слайде презентации).

Учитель  вместе с

учащимися подводит

итоги по сюжету

эпизода ( слайд с высказыванием Воланда).

 

 

Обучающиеся находят ключевое слово и пытаются объяснить

свой выбор.

Обучающиеся приводят примеры литературных произведений, где идёт описание бала. ( « Евгений Онегин», « Горе от ума»,

« Мертвые души»)

Обучающиеся дают ответ на

поставленный вопрос и

доказывают свою точку

зрения. Возможно, обучающиеся, предваряя текст слайда, дадут лексическое значение этого

слова.

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

Значение  данного слова

дублируется на слайде

 

Обучающиеся, размышляя, пытаются

ответить на вопрос.

 

 

Для Булгакова значение

этого слова другое – преображение.

 

 

 

 

 

Обучающиеся по презентации видят те изменения, которые происходят с нехорошей квартирой, они видят, что маленькая квартира преображается в огромный зал, похожий в чём- то на райские кущи.

 

 

Обучающиеся с учителем

проводят сравнительный анализ.

При этом делают для

себя открытия, следя за

героями  романа.

Обучающиеся приходят к

выводу о том, что образ

Маргариты в той или

иной степени похож

на образ Бога. Она

нравственно чиста и

абсолютно искренняя.

Обучающиеся заполняют таблицу в тетрадях и делают выводы. Хотя Маргарита чиста внутренне, но она простой человек со своими слабостями и ошибками.

За сведения о Мастере она должна расплатиться присутствием на балу у сатаны. С достоинством вынесет Маргарита страшную ночь. Но Мастера нет. Спросить о нем она не может. (Глава 24-я.) «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь».

 

«— Сядьте-ка, — вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. — Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?

 

— Нет, ничего, мессир, — с гордостью ответила Маргарита, — кроме того, что если я

 

 еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно

 

Маргарита глядела на Воланда, глаза ее наполнялись слезами.

 

— Верно! Вы совершенно правы! — гулко и страшно прокричал Воланд. — Так и надо!

 

— Так и надо! — как эхо, повторила свита Воланда.

 

— Мы вас испытывали, — продолжал Воланд, — никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!.. Итак, Марго, — продолжал Воланд, смягчая свой голос, — чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой?.. Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками?..»

 

Воланд говорит Маргарите, что он может исполнить только одно ее желание. Конечно, она должна бы просить вернуть ей Мастера. «Маргарита вздохнула и сказала:

 

— Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка

 

— Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?

 

— Нет, — с силой ответила Маргарита, — я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло».

 

Наверное, Человек воспользовался бы сейчас промахом Маргариты, но не дьявол. Он не может не вернуть Маргарите ее возлюбленного. Поэтому прощать Фриду будет сама Маргарита. В этом есть символический смысл: человек будет прощать человека. А ее желание видеть Мастера выполнит Воланд.

Обучающиеся понимают,

что только эта героиня

искренне раскаивается

в содеянном, только Маргарита понимает это: она не Бог, а человек и видит души грешные, но живые (чувство стыда у Фриды).

Обучающиеся приводят примеры преображения в эпизоде. В начале эпизода преображается Маргарита

(она носитель чистой души- души Бога), а потом преображение происходит и с Воландом (он философ и мудрец).

В зале произошли большие изменения: он стал напоминать ад. Маргарита не смогла сделать грешные души праведными, и на балу она видит буйство нечистой силы, но она хотя бы попыталась что- то изменить.

Выразительное чтение отрывка

описания бала.

Необычное появление Воланда на балу

( шаркающая походка, грязная сорочка и взгляд уставшего человека).

Воланд подводит итоги всего,  и награждает  всех по их вере.

Обучающиеся  находят в тексте соответствующие цитаты и пытаются понять аллегоричность слов Воланда.

Частично-

поисковый

Приём

«ключевых

слов»

 

Беседа

 

 

 

Беседа

Частично-

поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично-

поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод

«ключевых

слов»

Выразительное

чтение

 

 

Работа по таблице

Частично-

поисковый

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

Рассказ

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

Частично-

поисковый

 

 

 

Беседа

Частично-

поисковый

 

 

 

 

 

Работа с текстом

 

 

 

Презентация

слайдов

Закрепление

учебного

материала

( 5 мин.)

Цель:  проверка усвоения

учащимися темы

урока.

 

Познавательные УУД

 

 

 

Коммуникативные

УУД

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

Личностные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УД

 

 

 

 

 

Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом текста.

Формируем умение

оценивать поступки

в соответствии с

определённой ситу-

ацией.

Формировать умение

Делать выводы,

уметь вычленять

главное, аргументи-

рованно доказывать

точку зрения, исполь

зуя страницы романа.

Усвоить механизм

анализа разбора

эпизода.

 

Учитель просит учащихся

 определить место

эпизода в романе.

Какую роль сыграл

эпизод в раскрытии

образов Воланда и

Маргариты.

Учитель для проверки

знаний учащихся

по данному эпизоду и

роману проводит тест.

Учитель  предлагает

учащимся проверить

самостоятельно в

парах данную работу.

(и сам тест, и ответы

даны на слайдах).

Учитель предлагает

учащимся вновь

вернуться к эпиграфу

и подумать:

Как вам понравилась

глава, согласны ли

вы со словами А.А.Ахматовой.

 

 

 

- Зачем в роман, посвященный жизненным проблемам, включены фантастические картины, связанные с пребыванием в Москве? Москве сатаны и его свиты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель  для создания эмоционального настроя предлагает посмотреть ролик с арией Градского из рок - оперы  «Мастер и Маргарита».

Обучающиеся   отвечают на

вопросы, поставленные

учителем (кульминация).

Обучающиеся анализируют

роль эпизода в раскрытии

образов Воланда и

Маргариты.

Выполнение обучающимися тестовой работы.

 

 

Обучающиеся в парах

самостоятельно проверяют

работы и оценивают друг

 друга.

 

 

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос учителя и вместе с ним подводят

итог уроку.

Булгаков в небольшом эпизоде

сумел заставить читателя

задуматься о многих вопросах

бытия и о смысле жизни. По мнению А.А.Ахматовой, это гениально.

 

Булгаков изобразил в романе жизнь, которую нельзя считать нормальной, она абсурдна, ирреальна. Как есть понятие «грибоедовская Москва», так имеет право на существование и понятие «булгаковская Москва». Если по определенным признакам, уже названным на уроках, эту жизнь можно назвать адом, то появление в ней Князя Тьмы закономерно. Обратимся к главе 12-й «Черная магия и ее разоблачение». Воланд спрашивает Фагота: «Как, по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?

 

Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.

 

— Точно так, мессир, — негромко ответил Коровьев-Фагот. — Ты прав. Горожане

 

 сильно изменились внешне, я говорю, как и сам город, впрочем Но меня, конечно, не

 

 столько интересуют автобусы, телефоны и прочая

 

 

 

— Аппаратура, — подсказал клетчатый.

 

— Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»

 

И начинается проверка того, что же изменилось в людях за два тысячелетия. Блестящее представление прерывается то аплодисментами, восхищением, вызванными летящими откуда-то сверху деньгами, возможностью получить бесплатное платье, то криками ужаса, когда у надоевшего всем пошляка Бенгальского оказывается оторвана голова. Вспомним, что много веков назад в Ершалаиме казнь Иешуа Га-Ноцри, Дисмаса и Гестаса воспринималась людьми как представление.

 

Сейчас Воланд получает возможность сделать вывод: «Ну, что же они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны ну, что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их» (Подтверждение этого есть в судьбе Мастера: донос на него настрочит Алоизий Могарыч, которому приглянулась комната Мастера).

 

Беседа

Частично-

поисковый

 

 

 

 

 

 

 

Тест

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

Метод

эвристического

исследования

 

Задание на

дом

( 2 мин.)

Цель:

проверить уровень

готовности написать

сочинение по

творчеству М.А.

Булгакова.

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

Личностные УУД

 

 

 

 

 

Предметные УД

 

Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

 

 

Формируем умение

слушать и понимать

других.

 

 

 

 

 

 

Формируем умение

осуществлять позна-

вательную и лич-

ностную рефлексию.

Формируем мотива-

цию к обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

 

Данный вид

домашнего задания

дает представление

об усвоении материала.

Учитель  предлагает

учащимся домашнее

сочинение по трём

темам с учётом их

возможностей или приготовить инсценирование понравившегося вам эпизода с участием нечистой силы .

 

 

 

 

 

А что же тогда объясняет такой элемент сюжета, как появление дьявола и его подручных?

Обучающиеся записывают домашнее задание с темами сочинений.

 

Вывод: явно недостаточно сказать, что цель появления в Москве дьявола — устроить представление-кутерьму в варьете и убедиться в том, что, конечно же, время не меняет людей. И дело не в том, что судить о людях, живших тысячелетия назад, могут лишь представители сил сверхъестественных.

 

 

Сила, которая реально борется со злом, в жизни нет, поэтому Воланд и такие симпатичные, совсем не похожие на исчадие ада его помощники выступают в романе как судьи, которые несут справедливость и каждому воздают по заслугам. «Каждому будет дано по его вере» — эти слова бродячего проповедника мог бы произнести Воланд.

Беседа

Метод сравнения

версий

Репродуктивный

 

 

Категория: Учителям | Добавил: marcik (07.10.2014)
Просмотров: 1920 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: